Юрий #Трутнев провел совещание по развитию #ТОСЭР в #Хабаровский_край. Участники встречи обсудили… https://t.co/wgJ5Q0qK5G
— Вячеслав Шпорт (@VShport) October 2, 2015
Ну а как нам обойти вниманием день независимости Армении? Это ж праздник! По такому случаю или System of a Down, или Дживан Гаспарян, или кто-то из футболистов. Вот такой нынче мир, что посол Армении во всём мире – играет или музыку, или в футбол.
пукцпуц
Можно было бы выбрать по такому случаю более выдающегося игрока, например Мхитаряна. Но Генрих раскручен, он на виду, а чего-то изюмистого в его биографии нет. Или более заслуженного, например, Никиту Палыча Симоняна, но мир требует новых героев, молодым вперёд шагать.
Почему именно Юра? Ну, во-первых, потому, что у него в жизни есть, чему поудивляться. Во-вторых, потому что мы его хорошо знаем. В-третьих, потому что к нему как к футболисту пока не примешалась слава медийного персонажа или автора удивительного высказывания. Те видео-ролики, что «Спартак» пытался снимать с его участием, просто демонстрировали скромного парня, который даже того, что плохо знает русский язык – и то стесняется. Здесь любителям заявить, мол, Юра много выделывается и потому говорит по-английски, хочется предложить самим без стеснения поговорить на совершенно не родном для них языке.
Именно, что не родном, потому что Юра (да, это его полное имя, у армян такое – сплошь и рядом) родился уже практически «на ленточке» Советского Союза. Причём не в Армении, как можно было бы предположить, а в Азербайджане. В те годы (конец 80-х) армянская диаспора города Баку была довольно большой (доходило до 15% населения). С тех пор она неуклонно сокращалась, на сегодняшний день в городе сложно собрать и сотню юриных соотечественников.
В этом, собственно, вся проблема – их просто стремительно сокращали. Это не вполне футбольная история, не будем здесь расписывать подробности, просто на досуге почитайте про армянские погромы в Баку. Бежали все, потому что выбор был невелик. Семья Мовсисяна тоже побежала. Но не в Армению, а гораздо дальше.
В США, а особенно в Калифорнии армян немало. В Лос-Анджелесе и
окрестностях – около 300 тысяч. Новое тысячелетие Юра и его семья
встретили в качестве жителей калифорнийского города Пасадена. А сам
12-летний парень стал футболистом.
Вернее, не стал, а становился. Пасадена – это что-то вроде Гатчины или Колпина, то есть не сказать, чтоб отдельный город, но уже и не Лос-Анджелес. Серединка на половинку. Своей команды тут нет, тут, как везде в США, развит университетский спорт, студенческие лиги, которые потом дают путёвку в большую жизнь. Любимые американские виды спорта даже отдельный драфт устраивают для тех, кто хорошо себя проявил в межвузовских лигах.
Пока же 12-летний Юра начинает играть за школьную команду, оттуда перебирается в команду колледжа, за которую отыграл один год. Достижений за этот год немного, но их хватило, чтоб совершить внушительный скачок наверх.
Что значит внушительный? Дело в том, что у студенческого спорта в США тоже есть свои дивизионы, лиги и конференции. И колледж, за который выступал Юра, беспросветно застрял где-то внизу, не играя в первом студенческом. И Юру выдернули на драфте в МЛС под четвёртым номером по программе сотрудничества между МЛС и одним небезызвестным брендом спортивной одежды (тем, который пишется с маленькой буквы). У них было соглашение, направленное на развитие молодёжного спорта и по нему наверх толкались талантливые игроки. Скачок Юры стал самым внушительным для МЛС в её истории: мимо высшего уровня студенческого футбола сразу в команду «Канзас Сити Уизардс».
И началась новая жизнь. МЛС на тот момент (шёл 2006 год) стремительно вставала на ноги, сворачивая эксперименты с правилами и сеткой. В Америке начинали играть в настоящий футбол. Юра в первых сезонах отличился 5 раз, но нужно понимать: молодой игрок, поначалу нечасто выходящий на поле, пробивающийся в состав (производитель одежды ведь не обещал, что игрока, продвинутого из самых низов, будут ставить в основу сразу и намертво), 18-летний паренёк на фоне стареющих звёзд Европы и Латинской Америки, кующих почётную старость в США. Тут и пять – это хорошо. А ещё лучше – статус основного игрока, к которому Юра в итоге пришёл.
Потом опять драфт обмен, выбор. Короче, все эти американские процедуры.
Мовсисян оказывается в «Реал». Только не в мадридском, а из Солт-Лейка. В
нём он будет до 2010 года, сыграет уже в два раза больше матчей, забьёт
уже 15 мячей и станет обладателем Кубка МЛС. С гордо поднятой головой он
начнёт плавное возвращение в сторону исторической родины.
Новый 2010 год Юра уже встречал в Дании. Его подписал клуб «Раннерс». Ни с какими бегунами и скакунами он не связан, а назван в честь города, в котором расположился. А лошадка на эмблеме пусть вас не дезинформирует – она уже появилась потом.
Датская Суперлига – очень странный турнир. Тот же «Раннерс» умудрялся вылететь, вернуться годом позже, занять третье место на следующий год и обвалиться на 10-е место затем. Юра на американских горках – это довольно целостная картина, всё весьма складно.
Он забивал в чемпионате Дании, в кубке страны и в матчах отбора к Лиге
Европы. Вот чего с ним не было раньше – турнира даже такого уровня. Можно
свысока смотреть на датскую лигу, но как-то «Спартак» давненько не
отбирался даже в Лигу Европы. «Кони», как в Дании называют «Раннерс», в
итоге вылетели из Суперлиги. А Юра двинулся на юг, совсем близко к Армении
– в Краснодар.
Можно поставить в подзаголовке кавычки. А можно и не ставить. Потому что Краснодар – такая же часть Советского Союза, что и Баку. Что и Ереван…
… который Юра впервые в жизни увидел в 2010 году, получив вызов в сборную. Хотя он сам говорил, что хотел бы выступить за сборную США, но то ли здравое рассуждение, то ли зов корней, то ли какие-то ещё мотивы оказались весомее всяких мечт – в августе 2010 года Мовсисян вышел на поле в футболке красного цвета в матче против Ирана.
В тот же год забьёт Словакии, македонии и Андорре, на следующий год – и в следующем отборе – дважды отличится в ворота своей любимой Дании в том памятном выездном разгроме 4:0. Будут голы Албании, Италии, Болгарии.
А тем временем «Краснодар» (в гроде, кстати, армянская диаспора -
чуть не 5% населения) становился заметным клубом на российской арене.
А Мовсисян с порога стал заметным человеком в клубе. Переборол травму и за
оставшееся время наколотил 14 мячей, ворвавшись в пятёрку лучших
бомбардиров удлинённого на круг чемпионата России. «Краснодар» признает
новичка самым полезным игроком сезона.
Из Краснодара в Москву – это движение наверх. Даже в «Спартак». Ну, по крайней мере, в том сезоне. Допустим, в 2014/15 было бы уже вниз. Ну да ладно.
Из Дании в Россию Юра перешёл за € 2,5 млн, а по России путешествовал уже втрое дороже. Зарабатывал уже € 1,5 млн в год и уже одним только появлением в «Спартаке» вошёл в историю хотя бы стоимостью. Мовсисян был в десятке по этому показателю. Потом он вышел на поле и тут же вошёл в новую историю: в дебютном же матче он отправил «Тереку» три, а так раньше никто не делал, во всей истории народной команды дебютанта с хет-триком не сыщешь.
Здесь нужно что-то сказать, чтоб закончить, но не хочется. Движение продолжается. Вот уже и армянкая сборная преподносит эпизодические сенсации, вот уже где-то невдалеке - стыковые отборочной кампании (хотя и не в этот раз), вот уже и красно-белые подбираются к призовой тройке. Сдаётся, новая история, в которой найдётся место для Мовсисяна, не за горами.